Правовая система Саудовской Аравии

Страница 4

В исламском праве очень мало конкретных норм касательно трудового права (такие понятие, как минимальный размер оплаты труда и тому подобное), и изменения в трудовом праве отдельной страны отражают роль государственных нормотворческих органов в восполнении этих пробелов. Нормы "нового" трудового права с определенной оговоркой можно считать частью исламского права при условии обоснованности и непротиворечия этих норм основополагающим принципам фикха (страхование - исключение), как это и произошло на примере саудовского законодательства.

Как отметили исследователи, многие трудовые кодексы и законы в исламских странах находят юридическое обоснование согласно традиционным принципам исламского права. С рассмотрения этих позиций нельзя абсолютно согласиться с тезисом Дж. Шахта о том, что "вся история мусульманства демонстрирует непрекращающуюся борьбу между религиозным правом и светским администрированием". Это утверждение несправедливо для ряда стран и ряда отраслей. Трудовое право большинства мусульманских стран показывает положительное взаимодействие и "взаимодополнение" норм светского характера и норм шариата. С определенными оговорками можно то же самое констатировать и про финансовое право.

В конце правления короля Сауда и в правление короля Фейсаля издаются декреты об отмене рабства (7 ноября 1962 года), положения о промышленном и сельскохозяйственном банках страны и так далее. В последующие годы также создавались различные комиссии и издавались указы, регулирующие в основном социальную и экономическую сферу, например, декрет "О регулировании иностранных инвестиций" (1957) или майский декрет 1962 года о защите национальной промышленности, отменявший таможенные пошлины на ввоз оборудования и сырья. Упомянутый выше декрет об иностранных инвестициях позже заменил февральский декрет 1964 года. Также декретами были урегулированы земельные отношения, были закреплены различные формы собственности, такие как мульк (частная собственность на землю), мушаа (общинное землевладение), вакф (неподлежащая отчуждению и налогообложению, земля, переданная в религиозных или благотворительных целях), икта (своеобразное "феодальное" владение землей) и мири (собственность короны) и другие. Постановлением совета министров 1961 года было закреплено право "оживления" пустующих земель. С согласия эмира области, "оживляющий" мог превратить их в пахотные земли или просто посадить деревья на земле, и сама земля передавалась ему в собственность. Споры по поводу земли решались на базе шариата. Если получивший разрешение не "оживлял" землю, то она изымалась из его собственности. Назначение "оживляемой" земли могло быть разным, при планировании строительства, эмир передавал дело муниципалитету, а тот, в свою очередь, министерству внутренних дел и совету министров. Решения по поводу земли, предназначенной для сельского хозяйства и находящейся за пределами муниципалитета, принимали министерство сельского хозяйства и совет министров. Специфичным был сам факт регулирования такого объекта, как вода. Права на воду и на землю чаще всего не совпадали. Регулирование прав на воду было сложным, и вытекало как из норм шариата, так и из норм местного обычного права.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7