Правовая система Саудовской Аравии

Страница 1

Изучение отдельных правовых систем поможет понять существующее положение шариата (фикха). При рассмотрении Саудовской Аравии необходимо помнить:

Что государство - наследник богатой исламской истории, территория которого считается исторической родиной ислама и шариата. Отсюда ислам играет важную роль практически во всех сферах жизни.

Государство возникло лишь в XX веке при том, что уже были попытки создания государства родом Сауд (Первое и второе саудидские государства)

Во многом созданию саудидских государств способствовало традиционалистское понимание исламского права, так называемый в неисламской литературе ваххабизм, сыграл большую роль в становлении государства и правовой системы.

На момент возникновения Саудовской Аравии, на полуострове существовало множество своеобразных "правовых систем". На востоке действовало шиитское джафаритское право, территории, управляемые османами, пользовались источниками османского права (преимущественно ханафитский и шафиитский мазхаб, часть норм - из Маджаллы, сборника, содержащего порой нешариатские нормы). В некоторых регионах урф (обычное право), основанный на прецеденте, зачастую вытеснял нормы шариата. Знатоками обычного права были арифы. Некоторые районы преимущественно придерживались ханбалитского мазхаба (правовой школы). Государство поставило задачу унификации правовой системы на основе шариата (а точнее, фикха), и в частности, ханбалитского мазхаба. Для этого в регионах назначались кади (судьи) и муватта (исполнители решений). Были также разграничены некоторые предметы ведения кади и эмиров ("губернаторов", местной администрации). В 1926-1927 годах было унифицировано судопроизводство на основе 6 ханбалитских книг. В крупных городах были созданы суды для оседлых и бедуинов. Вводилось 3 вида судов, причем юристы и историки отмечают, что во многом эти суды являлись своеобразным возвращением к классическому шариату, так как было фактически отменено разделение уголовного и гражданского судопроизводства и передачи их в ведение разных судов. Первый вид, аль-макахим аль-мустаджаля - суд в лице одного кади по срочным делам гражданского (при сумме иска не более 30 фунтов стерлингов) и уголовного (преступления небольшой тяжести) судопроизводства. Второй вид, аль-махаким аль-кубра - суды в составе кади и его помощников по делам, не входящим в юрисдикцию единоличных судов, также по тяжким преступлениям. Третий вид, хайъат аль-муракаба аль-кадаийия, в лице мудира (директора) и 4 помощников, являлся некой кассационной инстанцией и осуществлял надзор над деятельностью остальных судов. Резиденция этого суда - Мекка. Также данная комиссия была "посредником" между судебной и исполнительной властью. Несмотря на то, что судопроизводство было унифицировано на основе ханбалитской правовой школы, остальные правовые школы также сохранились, преимущественно в Мекке. Сохранение других исламских правовых школ как действующих на территории королевства могло быть связано с характером ханбалитской правовой школы: по многим вопросам правового и религиозного характера в ней не было строго единого мнения. В то же время такой "плюрализм" мог быть вызван отношением саляфизма (или, так называемого противниками, ваххабизма) к мазхабам: ни один из них не признавался абсолютно правильным и обязательным для следования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6