Исторический аспект возникновения юридической доктрины

Страница 3

По древне шумерскому мифу, воспринятому в дальнейшем (во II тысячелетии до н.э.) также и в Вавилоне, в качестве покровителя справедливости, защитника слабых и теснимых фигурирует бог Шаман жестоко карающий всё злое, лживое, несправедливое и неправое. Всякого, кто нарушил «стезю Шамана»- путь правды, справедливости и права, ждет, по тогдашним правопредставлениям, неминуемая и суровая кара. Переступить «стезю Шамана» означало совершить преступление, нарушить право.

Шумерские и вавилонские правители, и законодатели настойчиво подчеркивали божественный характер своей власти и своих законов, их соответствие неизменным божественным установлениям и справедливости.

Эти представления широко отметил древневавилонском политико-правовом памятнике XVIII в. до н.э. – Законах Хаммурапи. Изображая провозглашает: «По велению Шамана, великого судьи небес и земли, да сияет моя справедливость в стране, по слову Мардука, моего владыки, да не найдут мои предназначения никого, кто бы отменил их».

Мифические представления о земных порядках и в целом опыт мифического подхода к организации общественной жизни людей оказали громадное влияние на последующую политико-правовую мысль как непосредственно в эпоху формирования религиозных, философских и зачаточно – научных концепций политики, государства и права, так и в последующие периоды развития политических и правовых учений. Помимо всего прочего, это обусловлено уже тем, что миф как исторически первая, достаточно продуктивная и весьма долго господствовавшая форма духовного освоения действительности заложил те исходные традиции в понимании трактовке всех основных сфер жизни людей, которыми в дальнейшем не могли не считаться искусство, религия, философия и наука.

Страницы: 1 2 3