Формирование судейского сообщества в 1864–1917 гг

Страница 2

Кроме того, по ст. 254 Учреждения судебных установлений, "общий надзор за судебными установлениями и должностными лицами судебного ведомства сосредоточивается в лице министра юстиции как генерал-прокурора. Он имеет право требовать от чинов судебного ведомства доставления нужных ему сведений и объяснений письменно, а в необходимых случаях также и личного представления оных". Таким образом, прокуратура получила широкие полномочия в части внутреннего управления судебной системой.

Согласно Учреждению судебных установлений вопросы об ответственности судей передавались на обсуждение Высшего дисциплинарного присутствия Правительствующего сената по предложению министра юстиции. Порядок, основания и виды ответственности судей были предусмотрены в ст.ст. 261-296 указанного документа.

Вместе с тем следует отметить, что Учреждение судебных установлений регулировало судебную деятельность, определяло права, обязанности и ответственность судей и в некоторой степени являлось аналогом действующих ныне законов, таких как Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

Позитивным элементом судебной реформы 1864 г. следует считать введение судебного учреждения, отделение суда от административных органов в сфере судебного управления. А также положенного в основу реформы принципа разделения властей, как это отметил в своей работе И.А. Исаев.

Вполне справедливо можно согласиться с мнением Е.В. Бурдиной о том, что "судебное управление, реализованное в рамках судебной реформы 1864 г., было ограниченным и по времени, и по содержанию, а идея самоуправления судей в России конца XIX века не была сформирована окончательно и не нашла в полной мере отражение в законодательстве".

Таким образом, ко второй половине XIX в. в России сформировалось судейское сообщество и его органы, деятельность которых связана с закреплением принципа разделения властей (отделение судебной власти от законодательной, исполнительной и административной), наделением функциями на более высоком уровне. Однако пережитки сословности все же сохранились в виде судебных учреждений с особой компетенцией (волостные, духовные, военные, коммерческие суды и т.д.).

Страницы: 1 2