Понятие о политическом механизме как способе организации внешних и центральных органов исполнительной власти, их взаимодействие с общими институтами

Страница 1

Исследуя вопрос о политическом механизме, в первую очередь, важно отметить, что механизм политического управления можно анализировать в трех аспектах:

а) нормативном, т.е. как совокупность устоявшихся правил взаимодействия субъектов политико-властных отношений (например, для участия в выборах политику необходимо знать, в какой мере предложенные процедуры выборов способствуют действительному волеизъявлению граждан, формированию эффективно действующих представительных органов);

б) с точки зрения возможностей и ресурсов, способов реализации, самих субъектов политико-властных отношений;

в) динамичном, когда политический механизм изучается не в статике, а во взаимодействии, в процессе выработки, принятия, реализации и контроля тех или иных конкретных политико-властных решений (например, но поводу приватизации собственности).

При любом из предложенных подходов важное методологическое значение имеет структуризация субъектов политического управления. Их количество, место и роль в механизме управления зависит от многих факторов, в том числе от уровня развития общества, типа политической системы, политического режима, особенностей административно-территориального устройства государства, специфики политической культуры и т.п.

Наиболее развит политический механизм управления в условиях демократической политической системы. В обобщенном виде, по мнению многих исследователей, основными субъектами политического управления в демократическом обществе выступают:

народные массы. Они являются как субъектом, так и объектом политического управления. Граждане участвуют в политике непосредственно и опосредованно. Массовыми формами прямого участия являются выборы, референдумы, манифестации, обращения граждан, забастовки и другие легитимные и нелегитимные формы народного волеизъявления. Прямое воздействие на политические процессы оказывает общественное мнение. Формой косвенного участия граждан является их участие в формировании представительных органов власти. Избранные населением представители, прежде всего депутаты, выступают в качестве посредников между гражданами и управленческими структурами;

государственные органы, а также система местного самоуправления;

непосредственно не занимаются политическим управлением, но активно участвуют в нем политические партии, общественные организации и движения, средства массовой информации, союзы, клубы, которые представляют интересы всех основных слоев и групп общества;

организации, официально не связанные с процессом политического управления, но оказывающие на него существенное влияние, в том числе армия, церковь, предпринимательские структуры.

Соотношение, роль и влияние субъектов политического управления могут значительно меняться в зависимости от положения в обществе, решаемых задач, стадий политического процесса. Так, многие политологи полагают, что самое существенное в политике - властные отношения, роль государства как основного субъекта политико-управленческой деятельности. В этом контексте содержание политико-управленческой деятельности вытекает, по их мнению, из функций государства и направлено на их реализацию. В процессе реализации каждой функции государства сама политико-управленческая деятельность наполняется конкретным содержанием:

политический механизм государственное управление

законодательная функция заключается в установлении норм и требований, соблюдение которых обязательно для всех граждан, органов и учреждений, что обеспечивает функциональную стабильность общества;

организационная - в создании и поддержании общественного порядка и безопасности граждан, налаживании хозяйственных, транспортных связей, мобилизации населения и материальных средств на решение общественных дел;

политическая - в обеспечении доминирующего положения тех общественных сил, которым принадлежит в настоящее время государственная власть;

экономическая - в формировании бюджета государства, определении и реализации основных направлений и приоритетов социально-экономического развития;

социальная - в обеспечении потребностей населения в занятости, жилье, охране здоровья, пенсионном обеспечении, социальном страховании и защите;

культурно-образовательная - в организации государственной поддержки развития культуры, науки и образования, повышении их вклада в развитие общества и его граждан.

Существует позиция, по которой политический механизм определяется, как система действий политических институтов и организаций, предназначенная для преобразования свойств, характеристик, др. параметров общественного (социального, экономического, собственно политического) развития в требуемом направлении. Структурно политический механизм имеет входное звено - политические организации и институты, получающее установку на направление развития, выходное звено - политические организации и институты, соединенные с рабочими общественными (социальными, экономическими, политическими) организациями и институтами, обеспечивающими преобразование свойств, характеристик, др. параметров общественного (социального, экономического, собственно политического) развития в требуемом направлении. Организация обратной связи является неотъемлемой частью политического механизма.

Страницы: 1 2