Сущность государства: плюрализм взглядов
Для государства, рассматриваемого в качестве орудия социального компромисса, неотъемлемой часть является плюрализм. Его формы многообразны: властей, многопартийность, разделение властей, свобода совести и т.д. Но важно отметить, что «при достижении социального компромисса необходимо опираться на правопорядок в обществе, выработку и принятие подлинно правовых (справедливых) законов и их проведение в жизнь».
Рассматриваемый подход к сущности государства, по мнению Л.А. Морозовой, обладает несомненными достоинствами по сравнению с классовым подходом:
Во-первых, данный подход к сущности государства основывается на общечеловеческой, природе государства, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом;
Во-вторых, данный подход ориентируется на демократичные методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия;
В-третьих, подчеркивает ценность для общества государственной организации, поскольку человечество до сих пор не придумало более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности людей.
В юридической литературе утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства – классовой (стремление правящих выражать волю тех, интересы которых они представляют) и общечеловеческой (приверженность государства к общечеловеческим идеалам, защита прав и обязанностей населения данного государства). Следовательно, «обе характеристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или другого начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития». Это объясняется множеством факторов, среди которых ведущую роль играют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение страны и т.п., – отмечает Л.А. Морозова.
Таким образом, у государства, к сущности которого доминирует общечеловеческий подход, будут доминировать общечеловеческие черты (защита прав и обязанностей населения данного государства). У государства устроенного в соответствии с другим подходом к его сущности – классовым, будут тоже проявляться общечеловеческие черты, но их удельный вес будет значительно меньше, а содержание деятельности данного государства будет составлять выражение интересов тех, кто держит в своих руках власть.
Наряду с этими основными можно выделить такие подходы к сущности государства как, религиозный, национальный, расовый, в рамках которых будут доминировать, в политике государства, религиозные, национальные и расовые интересы.
В рамках религиозного подхода государство можно определить как политико-правовую организацию публичной политической власти, содействующую осуществлению интересов определенной религии.
Так, среди примеров таких государств можно выделит следующие:
Католический – Ватикан;
Исламские – Иран, Ирак.
Данные государства в своей политической деятельности руководствуются, в большей мере, религиозными началами.
В рамках национального подхода государство можно определить как политико-правовую организацию публичной политической власти, содействующую осуществлению интересов отдельной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данного государства.
Среди примеров таких государств можно выделить следующие:
Современная Латвия, Эстония, которые, провозгласив себя демократическими правовыми государствами, в действительности проводят свою политику не в интересах всех наций данного государства, а в интересах лишь коренных народов, тем самым ущемляя интересы других наций. Речь в данном случае идет об избирательных ограничениях, о закрытии русскоязычных школ и т.п.
В рамках расового подхода государство можно определить как политико-правовую организацию публичной политической власти, содействующую осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данного государства.
Одним из примеров в данном случае выступить Южно-Африканская Республика в период режима апартеида, правящие круги которой проводили политику расовой дискриминации в отношении коренного африканского населения и переселенцев из Индии. Это проявлялось в лишении африканцев гражданских прав, помещении их в резервации и ограничении их свободы передвижения.