Признаки государства

Страница 1

Рассматривая вопрос о признаках государства, необходимо учитывать, что признаки государства образуют динамический ряд, количество элементов в котором применительно к конкретному государству может меняться. На состав признаков государства оказывают влияние большое количество факторов: форма, экономическая и социальная основы, особенности культурно-исторического развития государства, его географическое положение, религия и др., – отмечают Ю.А. Дмитриев и В.О. Миронов.

В современном обществе одновременно с государством существуют и формируются другие политико-правовые организации (союзы, партии), которые также оказывают достаточное влияние на общественную жизнь. Ввиду этого необходимо выявить и рассмотреть специфические признаки государства, как теоретико-правового феномена, отличающего его от других общественных организаций.

Первый из признаков государства – публичная власть, учреждающаяся народом и выступающая от его имени. Она предполагает (презюмирует) наличие определённой группы людей (управляющих), которая вырабатывает и осуществляет функции и задачи государства. Термин «власть» имеет множество значений, одним из которых является способность и возможность оказывать определяющее воздействие на поведение и волю людей, на взаимоотношения между ними. Применительно к рассмотрению власти как признака государства, употребляется термин «государственная власть».

По мнению В.И. Ефимова, «государственная власть – это право и возможность государства распоряжаться кем и чем-нибудь, подчинять своей воле и оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью авторитета, силы, принуждения, подавления, господства и других способов и средств». Г.В. Мальцев считает, что обществу известны два типа власти: организационная власть и власть естественного происхождения. Организационная власть – это «социокультурный феномен, возникновение которого приходиться на поздние стадии социогенеза, а расцвет связан с цивилизацией». В связи с этим следует упомянуть и то, чем является цивилизация. Цивилизация «является той ступенью общественного развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всём прежнем обществе». Естественная же власть – это власть рода, которая «носит первичный и базовый характер». Многие теоретики государства утверждают, что государство – это правовая организация именно публичной политической власти. В.А. Четвернин отмечал, что «политической властью является власть, осуществляющая управление обществом в интересах благополучия общества в целом и регулирующая отношения между социальными группами, классами, сословиями, корпорациями, этническими, территориальными, религиозными группами и т.д.». Важно отметить, что не всякая публичная власть политическая и не всегда она является властью государственной.

В.Е. Чиркин отмечал, что существуют следующие пять различий между властями государственной и политической:

1) не всякая политическая власть является государственной, хотя всякая государственная имеет политический характер;

2) государственная власть выполняет арбитражную роль в обществе, поскольку государство выполняет общие дела и призвано умерять противоборство различных социальных сил, политическая власть определённого класса, социального слоя, иной социальной общности эти задачи выполнять не может, ей такая роль не свойственна;

3) политическая и государственная власти имеют разные механизмы осуществления: государственная власть формализована и реализуется специализированным государственным аппаратом (парламент, правительство, суды и т.д.), политическая власть социальной общности реализуется через её организации, а также непосредственно, например, путём политических выступлений;

Страницы: 1 2 3 4