Третий сектор: состояние, проблемы роста и развития

Страница 1

Социально-экономические и политические преобразования, проходящие сейчас в России, затрагивают все слои населения. Вместе с тем во многих сферах социальной жизни заявили о себе в полной мере общественные инициативы граждан, в своих новых проявлениях, существенно отличающиеся от действий общественных организаций.

Важной причиной развития некоммерческого сектора стало осознание: многие болезненные социальные проблемы не решаются и еще долго не будут эффективно и качественно решаться ни государственными силами, ни бизнесом. Поняв это, люди стали брать инициативу в свои руки. Многие из НКО нуждаются в помощи и поддержке по таким вопросам, как менеджмент, организационное строительство и развитие, сбор средств и привлечение ресурсов, планирование и проектирование.

По данным Госкомстата на 1 января 2000 года:

зарегистрировано около 485 тысяч некоммерческих организаций (НКО);

около 60 % (275 тыс.) из них — это неправительственные, негосударственные, немуниципальные НКО;

около 70 тыс. НКО ведут активную деятельность;

в них занято около 2,5 млн чел. (штатные сотрудники и добровольцы);

в 1998 году их услугами воспользовались до 30 млн россиян (консультации, курсы, семинары, зашита в суде, гуманитарная помощь и др.);

совокупный ежегодный бюджет всех НКО = сотням миллионам долларов.

среди сего сообщества некоммерческих, неправительственных и неполитических организаций выделяет ряд классов на основе различия целевых групп этих организаций (на кого или на какие проблемы направлена их деятельность) :

1. ННКО, целевой группой которых являются сами члены этих организаций.

Среди них различаются два подкласса:

"организации взаимопомощи", объединяющие людей по принципу общей проблемы (организации инвалидов, ассоциации родителей больных детей и т.д.); в ряде случаев сюда же можно отнести и объединения людей по демографическому или тендерному признаку, а также по характеру сексуальной ориентации;

"организации клубного типа", включающие разнообразные группы самосовершенствования, клубы по интересам и т. д.

2. Организации, направленные на решение определенных проблем, непосредственно не связанных с проблемами самих их членов.

Здесь им также выделены два подкласса:

организации "социальной" направленности, или благотворительные организации, направленные на решение человеческих проблем, при этом часть из них направлена на решения комплекса проблем определенных категорий населения, например, престарелых, многосемейных или безработных, другая часть — на решение конкретных типов проблем - например, проблемы бездомности или проблемы СПИДа;

организации "экологической" направленности, особенно если понимать под "экологической деятельностью" защиту окружающей среды в широком смысле, т. е. не только группы охраны природы, но и группы защиты памятников культуры и т. д.;

3. Правозащитные организации, как традиционного типа, так и возникающие в последнее время группы гражданского контроля, включающие и контроль за действием исполнительной власти и контроль за процедурой выборов и т. д.;

4. Инфраструктурные организации, миссией которых является содействие деятельности других некоммерческих организаций в самом широком смысле: правовое обеспечение некоммерческого сектора; ННКО. совмещающие исследовательскую и образовательную деятельности; информационные и просветительские центры, действующие в рамках общественного движения (женского, экологического и т. п.); центры поддержки.

Страницы: 1 2 3 4