Роль органов государственной власти в формировании российского гражданского общества

Страница 3

Следует, однако, отметить, что современное демократическое государство не требует постоянного, активного политического участия граждан, оказания воздействия на процесс принятия решений органами государственной власти. Прежде всего, политическая деятельность требует специальной подготовки, что выражается в существовании специфического слоя профессиональных политиков. Основные же интересы большинства людей, как правило, концентрируются в сферах, не связанных напрямую с общественной и политической жизнью и не требующих политического участия. Согласно концепции американских политологов Г. Алмонда и С. Вербы, в сбалансированной политической культуре политическая активность и рациональность должны быть уравновешены пассивностью, традиционностью и обязательствами по отношению к локальным ценностям. То есть, активность граждан должна, прежде всего, распространяться на окружающую их непосредственно социальную среду. Для этого необходимо наличие соответствующей инфраструктуры (органы местного самоуправления, профсоюзы, общественные объединения и т. д.), уверенность граждан в действенности ее компонентов и механизмов, а также готовность и умение их использовать при решении тех или иных проблем.

Помимо факта невысокой степени гражданской активности на локальном уровне, следует отметить и обратную сторону данного явления, а именно, нежелания представителей различных уровней власти, в том числе местной, привлекать население к решению социальных проблем.

Таким образом, происходит отчуждение общества от политики, осуществляемой государственной властью, в силу чего ее социальную базу составляет лишь небольшая часть населения. Не сформировалось системы взаимодействий государства и общества, предполагающей сближение социальной активности граждан и государственного управления, нацеленную на формулирование и выполнение задач по построению демократического политического режима. Помимо отсутствия действенных механизмов влияния граждан на деятельность органов государственной власти, на локальном уровне также не получила развития практика широкого участия населения в решении существующих проблем.

Наибольшее свое воплощение институты гражданского общества, как известно, обретают лишь в правовом государстве. Именно здесь существуют механизмы (независимый суд, функционирование института уполномоченных по правам человека, «прозрачность» процесса принятия решений органами власти и т. д.), обеспечивающие защиту гражданских прав и инициатив. Посредством данных механизмов государственная власть и граждане, общественные объединения выступают как равные субъекты экономических, политических, социальных правовых и прочих отношений. Современные российские реалии свидетельствуют о том, что как на уровне принятия законов, так и на уровне их исполнения, данное равенство не достигнуто. Как представительная, так исполнительная и судебная ветви власти в значительной степени подвержены влиянию различных групп элиты.

Трудности переходного периода, переживаемого Российским государством, обуславливают наличие целого ряда противоречий, влияющих на процесс становления гражданского общества. Так, наряду с расширением у россиян возможностей для реализации собственных интересов, не сформировалось характерной для демократических стран системы отношений между властью и населением, при которой граждане четко и ясно осознают свои права и обязанности перед государством, имеют возможность их отстаивать, посредством сложившихся политических, юридических механизмов. А так же в том, что государственная власть сочетает в себе авторитарные начала наряду с низкой степенью эффективности использования имеющихся возможностей в целях решения стоящих перед обществом проблем. Следствием проводимой в различных сферах социальной жизни государственной политики выступает формирование ценностных предпочтений, поведенческих ориентации и практик, которые следует расценивать как не способствующие развитию гражданского общества. Их особенность заключается в том, что они формируются, прежде всего, не на основе реализации человеком своих гражданских прав, а посредством использования недостатков административно-правовой системы. Наличие указанных противоречий не позволяет утверждать о достижении в России функционирующего гражданского общества как сложившейся системы независимых от государства институтов и межличностных отношений, обеспечивающих самореализацию индивидов, их объединений, осуществление частных интересов и потребностей.

Страницы: 1 2 3