Роль органов государственной власти в формировании российского гражданского общества
Следует, однако, отметить, что современное демократическое государство не требует постоянного, активного политического участия граждан, оказания воздействия на процесс принятия решений органами государственной власти. Прежде всего, политическая деятельность требует специальной подготовки, что выражается в существовании специфического слоя профессиональных политиков. Основные же интересы большинства людей, как правило, концентрируются в сферах, не связанных напрямую с общественной и политической жизнью и не требующих политического участия. Согласно концепции американских политологов Г. Алмонда и С. Вербы, в сбалансированной политической культуре политическая активность и рациональность должны быть уравновешены пассивностью, традиционностью и обязательствами по отношению к локальным ценностям. То есть, активность граждан должна, прежде всего, распространяться на окружающую их непосредственно социальную среду. Для этого необходимо наличие соответствующей инфраструктуры (органы местного самоуправления, профсоюзы, общественные объединения и т. д.), уверенность граждан в действенности ее компонентов и механизмов, а также готовность и умение их использовать при решении тех или иных проблем.
Помимо факта невысокой степени гражданской активности на локальном уровне, следует отметить и обратную сторону данного явления, а именно, нежелания представителей различных уровней власти, в том числе местной, привлекать население к решению социальных проблем.
Таким образом, происходит отчуждение общества от политики, осуществляемой государственной властью, в силу чего ее социальную базу составляет лишь небольшая часть населения. Не сформировалось системы взаимодействий государства и общества, предполагающей сближение социальной активности граждан и государственного управления, нацеленную на формулирование и выполнение задач по построению демократического политического режима. Помимо отсутствия действенных механизмов влияния граждан на деятельность органов государственной власти, на локальном уровне также не получила развития практика широкого участия населения в решении существующих проблем.
Наибольшее свое воплощение институты гражданского общества, как известно, обретают лишь в правовом государстве. Именно здесь существуют механизмы (независимый суд, функционирование института уполномоченных по правам человека, «прозрачность» процесса принятия решений органами власти и т. д.), обеспечивающие защиту гражданских прав и инициатив. Посредством данных механизмов государственная власть и граждане, общественные объединения выступают как равные субъекты экономических, политических, социальных правовых и прочих отношений. Современные российские реалии свидетельствуют о том, что как на уровне принятия законов, так и на уровне их исполнения, данное равенство не достигнуто. Как представительная, так исполнительная и судебная ветви власти в значительной степени подвержены влиянию различных групп элиты.
Трудности переходного периода, переживаемого Российским государством, обуславливают наличие целого ряда противоречий, влияющих на процесс становления гражданского общества. Так, наряду с расширением у россиян возможностей для реализации собственных интересов, не сформировалось характерной для демократических стран системы отношений между властью и населением, при которой граждане четко и ясно осознают свои права и обязанности перед государством, имеют возможность их отстаивать, посредством сложившихся политических, юридических механизмов. А так же в том, что государственная власть сочетает в себе авторитарные начала наряду с низкой степенью эффективности использования имеющихся возможностей в целях решения стоящих перед обществом проблем. Следствием проводимой в различных сферах социальной жизни государственной политики выступает формирование ценностных предпочтений, поведенческих ориентации и практик, которые следует расценивать как не способствующие развитию гражданского общества. Их особенность заключается в том, что они формируются, прежде всего, не на основе реализации человеком своих гражданских прав, а посредством использования недостатков административно-правовой системы. Наличие указанных противоречий не позволяет утверждать о достижении в России функционирующего гражданского общества как сложившейся системы независимых от государства институтов и межличностных отношений, обеспечивающих самореализацию индивидов, их объединений, осуществление частных интересов и потребностей.