Нормативное содержание конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина в РФ

Страница 6

3) утверждает право на защиту от безработицы;

4) признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом спосо­бов их разрешения, включая право на забастовку.

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», детально урегулировал формы и спо­собы реализации этого права.

Государство своей политикой призвано создавать и другие условия,. способствующие экономическому развитию страны, наиболее полной занятости населения, подготовке квалифицированных кадров работни­ков и управляющих.

Конституционная трактовка содержания прав в сфере труда полнос­тью соответствует положениям Международного пакта об экономичес­ких, социальных и культурных правах.

С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции). В его обеспечении задействован широкий круг субъектов, призванных создавать для реализации этого права необхо­димые условия.

Большую роль играет и деятельность самого человека, который дол­жен рационально и грамотно использовать время отдыха.

Функции государства в этой сфере заключаются в установлении посредством федерального закона разумной продолжительности рабо­чего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодно­го отпуска.

Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки – семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства.

Статья 38 Конституции определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

К числу социально-экономических прав и свобод относится и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установлен­ных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции).

Содержанием данного права является прежде всего гарантированная возможность получать государственные пенсии и социальные по­собия. Причем федеральный закон устанавливает минимальные размеры пенсий и пособий. Кроме них, поощряются добровольное социаль­ное страхование, создание дополнительных форм социального обеспе­чения и благотворительность, которые получают в последнее время определенное развитие (ч. 3 ст. 39).

Конституционно закрепляется право на жилище (ст. 40). Оно включает:

1) защиту жилища, в силу которой никто не может быть произ­вольно лишен жилища;

2) поощрение органами государственной влас­ти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществление права на жилище; бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным ука­занным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Поощряется кооперативное и индивидуальное жилищное стро­ительство, развивается система ссуд на это, не облагаемых налогом.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конститу­ции) предполагает бесплатность последней в государственных и муни­ципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответству­ющего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, досто­верную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причинен­ного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции).

Понятие «окружающая среда» охватывает все компоненты природ­ной сферы, потребителем которых является человек (вода, воздух и пр.), а также те, которые оказывают на него воздействие (шумы, вибра­ция и др.). Право на благоприятную окружающую среду, т.е. такую, которая не приносит вред человеку, тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

Государственная гарантия права на благоприятную окружающую среду заключается прежде всего в законодательном установлении сис­темы нормативов ее качества, контроля за их соблюдением всеми субъ­ектами, деятельность которых влияет на окружающую среду. Объектом охраны со стороны государства является не только человек, но и сама природная среда, строгое нормирование предельно допустимых норм ее использования, нагрузки на нее. Основной нормативный правовой акт, регулирующий отношения в данной сфере, – Закон РСФСР от 19 де­кабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8