Отчет о патентных исследованиях по объекты "Зубные пасты"
Источники патентной информации, не содержат количественных данных о ТЭПах объектов, в которых используются изобретения. По этой причине к источникам патентной информации не обращаются для целей установления значений показателей образцов продукции данного вида. Однако патентная информация является незаменимым источником информации для целей установления номенклатуры показателей и определения коэффициентов их весомости. Главное, чтобы в перечне оценочных показателей были учтены требования потребителей.
Следует помнить, что основной идеей маркетинга является определение спроса потребителей и его удовлетворение. Требование потребителей к продукции изменяются с течением времени, они зависят от многих условий: экономических, политических, экологических, социальных, от моды и т.д.
Наиболее распространенным способом определения требований потребителей к продукции данного вида является анкетирование потенциальных потребителей. Результаты работы по анкетированию потребителей во многом определяются содержанием анкеты и тех вопросов, которые в ней ставятся. Анкета должна содержать обращение к потребителю с изложением целей анкетирования. Из этого обращения должно быть ясно, что правильное заполнение анкеты и своевременное ее представление производителю данной продукции позволит полнее учесть требования потребителя при модернизации продукции и оснащение ее дополнительными аксессуарами.
Рядовой потребитель формирует требования, исходя из существующего представления о продукции, без учета перспектив ее развития, эти данные могут устареть к моменту налаживания массового производства;
Сама процедура разработки анкет, рассылка, обработка занимает значительный промежуток времени (более 0,5 года).
В настоящее время разработан новый способ установления требований потребителей на основе анализа описаний изобретений, которые рассматриваются как своеобразная Анкета. В описаниях изобретений к патенту или заявке имеется раздел, где изобретатель анализирует предшествующее состояние техники, раскрывает недостатки известных технических решений и формулирует требования к усовершенствованию данного объекта путем формулирования цели или задачи изобретения.
Для выявления требований потребителей на основе анализа описаний изобретений (или рефератов) составляют перечень целей или задач изобретений – это и есть требования потребителей, т. к. цели связаны с улучшением конкретных технико-экономических показателей продукции.
Цели и задачи излагаются изобретателями вольно. Тогда как для технико-экономических показателей существуют профессиональные формулировки для каждого вида изделий, которые записаны в нормативной документации: в ГОСТах на продукцию, в технических условиях, в технических паспортах, в технических заданиях (ТЗ), в картах технических условий (ТУ), в рекламных проспектах, в фирменных каталогах на продукцию и т.д.
Каждый вид продукции характеризуется своими, присущими ему свойствами, а значит и технико-экономическими показателями. Обычно в каждой отрасли есть свои нормативные документы, в которых эти ТЭПы перечислены. Поэтому необходим логический переход от целей к техническо-экономическим показателям. Могут быть следующие случаи: одна целей направлена на улучшение одного параметра; одна цель – улучшается несколько параметров; несколько целей – улучшается один параметр.
На основе анализа описаний изобретений составляется перечень технических требований к продукции в виде конкретных формулировок целей (задач) изобретений. Все требования к продукции увязываются с конкретным ТЭП.
Для составления профиля потребностей рассчитываем коэффициент весомости Ki улучшаемых ТЭП по формуле:
, (1)
где Ni – количество целей и задач изобретения, относящихся к данному ТЭП;
S Ni – общее количество целей и задач изобретения, выявленных в данном массиве и относящимся ко всем ТЭП.
Так при анализе изобретений, относящимся к зубным пастам выявлено 17 целей (задач). В таблице 1 представлено их распределение по ТЭП:
Таблица 1 – Перечень ТЭП изобретений и целей по теме "Зубная паста"
ТЭП |
Цели (задачи) |
ТЭП1. Лечебно-профилактическое действие |
1. повышение противовоспалительных свойств 2. профилактические свойства 3. кровоостанавливающее действие 4. противовирусное действие 5. антимикробное действие 6. повышение противокариозного эффекта 7. предупреждения образования зубного камня 8. улучшение минерализации зубов |
ТЭП 2. Абразивное действие |
1. повышение очищающих свойств 2. устранение зубных отложений 3. полирование поверхности зуба |
ТЭП 3. Показатели безопасности |
1. противоаллергический эффект 2. безвредность для ЖКТ |
ТЭП 4. Эстетические (косметические) показатели |
1. отбеливающие свойства 2. улучшение органолептических свойств 3. дезодорирующее действие 4. контроль за степенью очистки зубов |