Общая характеристика власти догосударственного общества

Страница 1

Общая собственность на продукты производства и социальное единство внутри родовой общины порождали и соответственные им формы организации общественной власти и управления делами общины. Власть в первобытном обществе носила общественный характер и осуществлялась всеми членами рода. Эта родовая власть определяется, обобщенно говоря, родовой нормативностью (комплексом родовых норм, обычаями рода и т.д.), верховным принципом которой является выживание, сохранение и продолжение данного рода. Как сам этот принцип, так и нормы родового строя и соответствующая родовая власть носят родоохранительный характер. Можно предположить, что самоуправление первобытного общества осуществлялось не только на основе властвования, но и путем согласования воли и интересов, поведения его членов на базе общности потребностей, совпадения в главном целей и единства взглядов на пути их достижения.

Доктор юридических наук Комаров С.А. понимает под властью древнее и повсеместное, универсальное свойство любой социальной организации, в которой элемент властвования и элемент подчинения сказываются во всем, что, будучи составлено из нескольких частей, представляет единое целое.

Характерными чертами общественной власти догосударственного периода было то, что она основывалась на семейных отношениях, т.к. основой организации общества был род. Власть была общественной и строилась на началах первобытной демократии, опиралась не авторитет, уважение и традиции членов рода. Она осуществлялась как обществом в целом, так и его представителями, которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

Основным институтом власти родовой общины являлось родовое собрание, на котором все взрослые члены общины решали все основные жизненные вопросы. Решения собрания были обязательны для всех. Родовое собрание избирало вождя (старейшину рода), а также ряд других должностных лиц, к которым относится военачальник, руководитель по делам охоты и т.д. Они осуществляли исполнительную власть, т.е. исполняли решения собрания. Старейшину избирали за опыт, силу, храбрость, трудолюбие, организаторские способности, красноречие, знание обычаев и обрядов, щедрость, нередко также воинское искусство или культовые знания. В одних обществах, где функции главенства оставались неразделенными, от главы требовалось обладание если не всеми, то многими из этих качеств; в других, где принцип целесообразности повел к разграничению сфер руководства, обычный глава, военный предводитель, знахарь или колдун должны были обладать выдающимися способностями в своей специфической области. В случаях, когда в том или ином племени значение придавалось определенному виду деятельности, при выборе главы в первую очередь принимались во внимание его способности в этом виде деятельности, а при наличии «дифференцированных» глав наиболее высокий статус получал один из них. Имелись и другие факторы, влиявшие на выбор глав.

В родовых общинах, где существовали институциализованные возрастные категории, лидер должен был принадлежать к старшей из них, наиболее привилегированной. В других случаях также в той или иной мере принимался во внимание возраст претендента. В условиях многородовых общин было важно, чтобы руководитель общины принадлежал к наиболее многочисленной родовой группе, а в условиях разрастания и расселения общинно-родовых коллективов определенные преимущества приобретали группы первопоселенцев. Тем самым обозначалась тенденция закрепления главенства за определенными родами или входившими в них линиджами.

Должность старейшины была сменяемой: как только появлялся более сильный, умный, опытный человек, он заменял старейшину. Важнейшей функцией старейшины была организация жизни рода, руководство повседневной хозяйственной и общественной жизнью рода. Он рассматривал возникающие споры внутри рода и другие текущие дела, ходил вместе со своими соплеменниками на охоту, рыбную ловлю, участвовал в изготовлении орудий труда.

Споры между членами общины разрешались теми, кого они касались. Принуждение использовалось крайне редко. В подавляющем большинстве случаев достаточно было осуждения сородичей, порицание старших, в особенности вождей, старейшин. Род обеспечивал защиту всех его членов от внешних врагов с помощью собственной силы, а также глубоко укоренившихся обычаев кровной мести за смерть сородича.

Страницы: 1 2 3