Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления. Действие правовых актов управления. Утрата силы правовыми актами управления
Правовые акты органов местного самоуправления действуют на территории соответствующего муниципального образования.
От территориальных пределов следует отличать сферу действия правовых актов управления. Действие правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, а на уровне субъектов РФ — правовые акты высших должностных лиц и высших органов исполнительной власти субъектов РФ не ограничивается какими-либо сферами: они могут быть изданы по любому вопросу их компетенции, а пределы действия — определены в самих актах.
Что касается правовых актов ведомственных и межведомственных органов, то они, в зависимости от их компетенции, могут иметь сугубо ведомственное либо вневедомственное значение. Однако в своем большинстве правовые акты таких органов бывают, в основном, двух видов): а) имеющие исключительное ведомственное значение (многие из них не подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию). Их индивидуальные, в том числе юрисдикционные, акты всегда являются ведомственными: б) распространяющиеся на не подведомственные им предприятия, учреждения, организации, а также физических лиц, например, акты федеральных министерств для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами. Именно такого рода правовые акты управления федеральных органов исполнительной власти подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию.
Действие правовых актов управления во времени.
Они могут быть изданы на неопределенный и определенный срок действия, который может быть связан с наступлением тех или иных обстоятельств (отменой чрезвычайного положения и др.). На них распространяется общий правовой принцип: им регулируются отношения, возникшие после вступления их в силу. Они не имеют обратной силы. Однако по аналогии российского права следует исходить из того, что правовые акты, облегчающие положение субъектов, на которых распространяется их действие, имеют обратную силу, а ухудшающие ее — не имеют.
Утрата силы правовыми актами управления
Основания утраты силы правовыми актами управления могут быть разделены на две группы: а) правомерными актами; б) неправомерными актами управления, т. е. связанными с невыполнением предъявляемых к ним требований законности.
К основаниям утраты силы правомерными правовыми актами управления относятся: их исполнение; истечение Срока действия; отмена акта принявшим его субъектом в порядке реализации своей компетенции, например, при целесообразности прекращения его действия либо замены новым; противоречие вновь принятому нормативному правовому акту большей юридической силы; признание действия акта нецелесообразным в связи с изменившимися социально-экономическими и другими условиями (устарелость акта); прекращение существования адресата акта либо изменение его правового положения.
Неправомерные правовые акты управления могут утратить силу в связи с несоблюдением общих и специальных условий их законности. Это издание акта не уполномоченным субъектом либо с превышением компетенции; с нарушением порядка издания и формы акта; его несоответствие закону и иным актам, имеющим большую юридическую силу; пропуск срока издания и т. д.
Правовой акт управления при наличии соответствующих оснований утрачивает силу в результате:
а) отмены акта (по общему правилу, в административном порядке). Отменять могут лишь государственные органы, уполномоченные на то законом или иными нормативными правовыми актами:
Президент РФ — акты Правительства РФ, иных федеральных органов исполнительной власти;