Юридическое значение правовых актов управления

Страница 2

Реестры, регистрационные книги, журналы утверждаются уполномоченными государственными органами, определяющими порядок их ведения, требования к их форме и содержанию, и содержат, в том числе требования к их форме и содержанию, условия хранения. Сведения в них вносят на основании правовых актов и выдаются заинтересованным лицам в установленных случаях и порядке.

Однако известны государственные реестры, представляющие собой своеобразные нормативно правовые акты, например, Реестр государственных должностей государственной службы, имеющие нормы относительно количества и видов должностей, обязательные для соответствующих органов.

Правовые акты надо отличать от не служебных документов, имеющих юридическое значение, удостоверяющих личность, уровень образования и т.д. (паспорта, диплома об образовании, водительского удостоверения). Такого рода документы выдаются на основании правовых актов, издаваемых уполномоченными должностными лицами.

Условия законности и эффективности правовых актов органов управления.

На мой взгляд, условия законности правового акта управления включает в себя соблюдение требований, относящихся к порядку его издания, форме и юридическому содержанию. Они могут быть подразделены на общие и специальные.

Общие требования:

1) правовой акт управления может быть издан лишь уполномоченным на то органом управления или должностным лицом. Например, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не в праве издавать нормативно правовые акты;

2) правовой акт управления должен быть издан органом управления или должностным лицом лишь в пределах его компетенции как с точки зрения предмета ведения, так и объема полномочий. Например, Таможенный комитет России не вправе издавать нормативно правовые акты, устанавливающие административную ответственность за их нарушение;

3) правовой акт подлежит изданию не только уполномоченным органом, но и в установленном порядке.

Порядок принятия актов Правительства РФ устанавливается Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ. Он установлен Регламентом деятельности Правительства РФ. Порядок принятия правовых актов федеральных органов исполнительной власти, в том числе их подготовки, подписания, регистрации, опубликования и т.д., устанавливается федеральными законами (см., например, Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ и др.), указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, положениями о каждом из них;

4) органы управления или должностное лицо принимают правовой акт только в предусмотренной для него форме. Так, федеральным органам исполнительной власти запрещено издавать правовые акты в виде писем и телеграмм;

5) правовой акт управления должен быть законным по содержанию. Это означает, что он не только формально, но и по своему юридическому содержанию должен соответствовать целям закона, подзаконным актам большой юридической силы. При несоблюдение данного требования подлежит применению закона либо акт большей юридической силы.

Специальные требования законности предполагают его принятие:

а) с соблюдением установленных сроков, например, Правительство РФ должно принимать ежегодно постановления об утверждении квот иностранных граждан, приглашаемых в РФ на работу; постановление о применение административного наказания может быть вынесено лишь в сроки, предусмотренные ст. 4.5 Кодекс административных правонарушений Российской Федерации (далее КоАП РФ);

б) с согласия уполномоченного государственного органа, например, антимонопольного органа о реорганизации государственных унитарных предприятий в форме слияния или присоединения;

в) совместно двумя или более органами в случаях прямо предусмотренных правовыми актами уполномоченных органов;

г) с соблюдением реквизитов к содержанию, например, постановления административного наказания;

д.) при наличии необходимого экспертного заключения о соответствии акта установленным требованиям. Так, в соответствием с ФЗ от 23 ноября 1995г. ²Об экологической экспертизе²[3] подлежат обязательной государственной экологической экспертизе, в частности, проекты правовых актов РФ , реализация которых может привести к негативным воздействия на окружающую природную среду.

Страницы: 1 2 3