Проблема качества обеспечения охраны ИУ

Страница 2

А.Я. Марков, А.Н. Волобуев называют следующие условия совершения побега:

- недостатки в оборудовании заграждений и использовании инженерно-технических средств охраны;

- небдительное несение службы нарядами по охране объектов ИУ;

- слабая организация надзора за поведением осужденных;

- отсутствие контроля за осужденными на производстве со стороны инженерно-технических работников;

- не организованная должным образом индивидуально-воспитательная работа с отрицательно характеризующимися осужденными;

- слабое изучение личности осужденных при предоставлении им права передвижения без конвоя;

- недостатки в деятельности оперативных аппаратов.

К объективным условиям можно отнести недостатки в деятельности ИУ, в том числе: небрежное несение службы по охране объектов; недостатки в оборудовании и эксплуатации инженерно-технических средств охраны; слабая

организация надзора за поведением осужденных со стороны администрации ИУ; отступления от требований режима содержания осужденных; ненадлежащее несение службы сотрудниками, входящими в состав дежурных смен; отсутствие контроля за осужденными в производственной зоне со стороны инженерно-технических работников; низкий уровень профилактической деятельности, слабая организация индивидуально-профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете и склонными к совершению побега; недостатки в деятельности оперативных аппаратов по выявлению преступных намерений осужденных и профилактике побегов.

Субъективные условия связаны с особенностями личности осужденных: неуравновешенностью, неконтактностью, повышенной эмоциональностью, возбудимостью и другими чертами характера, затрудняющими адаптацию осужденных к пребыванию в местах лишения свободы.

Охрана осужденных к лишению свободы имеет большое значение не только при практическом применения норм уголовно-исполнительного законодательства в исполнении наказаний, но и в свете соблюдения норм международного законодательства об обращении с заключенными.

Указом Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 года № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» уголовно-исполнительная система была передана в ведение Министерства юстиции Российской Федерации, кроме того, предусматривалось ее поэтапное реформирование с целью решения проблем соблюдения прав человека в местах лишения свободы.

Несмотря на то, что процесс передачи уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства юстиции Российской Федерации не потребовал дополнительных затрат средств федерального бюджета, ситуация, в которой вынуждены строить свою работу организации уголовно-исполнительной системы, остается крайне сложной.

О критическом положении в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации неоднократно говорилось в постановлениях Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, где указывалось, что недостаток средств не дает возможности обеспечить условия содержания осужденных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и норм международного права. Было также отмечено, что обязательства, данные при вступлении России в Совет Европы, по безотлагательному улучшению условий содержания осужденных в тюрьмах и охране их прав в период отбывания наказания, в том числе прав трудовых и социальных, не выполняются.

В октябре 1998 года Коллегия Генеральной прокуратуры Российской Федерации с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств, правозащитных организаций, рассмотрев положение с соблюдением законов о медицинском обеспечении осужденных, отметила, что уровень медицинского обслуживания в учреждениях уголовно-исполнительной системы не гарантирует лицам, лишенным свободы, реализацию конституционного права на получение медицинской помощи, охрану здоровья и жизни. Здесь же было отмечено, что в исправительных колониях не созданы условия содержания, отвечающие санитарно-гигиеническим нормам и международным стандартам, которые наша страна обязалась соблюдать, ощущается острая нехватка лекарств и продуктов питания.

Положения концепции реформирования уголовно-исполнительной системы, которая рассмотрена и в основном одобрена Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации (заключение от 20 августа 1999 года № 23), а также коллегией Минюста России, направлены прежде всего на наиболее полное обеспечение прав и законных интересов осужденных и приведение процесса исполнения наказаний в соответствие с международными нормами и стандартами, повышение социальной эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы. Концепцией реформирования УИС Российской Федерации предусматривается прежде всего создание условий и порядка исполнения наказаний, обеспечивающих социально-правовую защиту осужденных, обеспечение их конституционных прав в период отбывания наказания, в том числе трудовых и социальных прав, а также обеспечение необходимых условий для внедрения в практику УИС зарубежного опыта пенитенциарной деятельности и требований международных стандартов.

Страницы: 1 2 3