Земельный налог

Страница 2

Перечисленные условия взимания земельного налога распространены также на земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, лесного фонда, водного фонда (ст.10,13,15 Закона о платежах за землю). При этом право определения размеров земельных участков в натуре, превышающих по площади установленные нормы отвода, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных, самовольно занятых сохранено за землеустроительными и геодезическими службами при осуществлении государственного контроля использования и охраны земель, иными государственными органами. Основанием для исчисления земельного налога за пользование такими земельными участками являются сведения об их наличии, представляемые ежегодно до 10 февраля инспекциям Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по месту нахождения участка землеустроительными и геодезическими службами. Сведения о предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных земельных участках, самовольно занятых, превышающих по площади установленные нормы отвода, представляются в 10-дневный срок с даты выявления названных фактов.

В соответствии со ст. 20 Закона о платежах за землю сельские (поселковые), городские (городов областного подчинения и г. Минска), районные исполнительные и распорядительные органы обязаны в 10-дневный срок информировать налоговые инспекции о принятых решениях по предоставлению (передаче в частную собственность) земельных участков физическим лицам. С 1 января 2009 года такие условия передачи информации установлены также в отношении всех плательщиков налога и не только в случае предоставления земельного участка, но и при расторжении (прекращении) договора аренды, внесения изменений или дополнений в него. Один экземпляр договора аренды в случае его расторжения, внесения изменений или дополнений в него также в 10-дневный срок местными исполнительными и распорядительными органами будет направляться в налоговую инспекцию по месту постановки плательщика на налоговый учет по месту нахождения земельного участка.

Помимо названных изменений ст. 20 Закона о платежах за землю дополнена сроками исчисления арендной платы и дифференцированными в зависимости от категории плательщика сроками ее уплаты. Арендные платежи за землю будут исчисляться, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем государственной регистрации договора аренды, внесения изменений и (или) дополнений в такой договор.

Для справки: декретом Президента от 19.12. 2008 № 24 “О некоторых вопросах аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений” упразднена регистрация договоров аренды (субаренды) в отношении некоторых видов недвижимости. Несмотря на то, что земельные участки также относятся к категории недвижимого имущества, действие Декрета на них не распространено, в связи с чем обязанность регистрации земельных участков с принятием названного акта Главы государства сохранена.

В период с месяца, следующего за месяцем вынесения исполнительным и распорядительным органом решения о предоставлении земельного участка, до месяца (включительно), в котором произведена государственная регистрация договора аренды, плательщик уплачивает земельный налог. Пересмотрены сроки направления физическим лицам налоговых сообщений о размере подлежащего уплате им земельного налога. Такое сообщение может быть вручено плательщику до 1 августа вместо ранее установленного срока 1 июня. Ежемесячные платежи налога, ранее установленные в отношении юридических лиц, отменены и взамен введены квартальные платежи, которые уплачиваются равными частями не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала в размере четвертой части годовой суммы. При этом в отношении садоводческих товариществ предусмотрен иной порядок уплаты - ежегодно не позднее 22 августа. В прежние сроки налог уплачивается за земли сельскохозяйственного назначения (не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября) и физическими лицами - не позднее 15 ноября.

Предоставление льгот по земельному налогу в 2009 году будет осуществляться в отношении более широкой категории плательщиков, чем та, что указана в ст.18 Закона о платежах за землю. Помимо прочих земель не будут облагаться земельным налогом:

– земельные участки, занятые объектами и установками по использованию нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;

– общественных объединений инвалидов (их частных унитарных предприятий и учреждений), занятые принадлежащими им объектами здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства.

Некоторые ранее введенные льготы конкретизированы. Это касается льгот применяемых в отношении инвесторов-застройщиков, являющихся плательщиками земельного налога. Они не уплачивают земельный налог за земельные участки, предоставленные для строительства жилого дома, в период его строительства. Подлежащая уплате сумма земельного налога уменьшается на сумму налога, исчисленную пропорционально удельному весу объема фактически выполненных работ по строительству жилья в объеме фактически выполненных работ по строительству без учета налога на добавленную стоимость. Исполняя данное требование Закона, плательщики налога не всегда правильно определяют его сумму в общем объеме фактически выполненных строительных работ, поскольку механизм такого расчета отсутствует.

Страницы: 1 2 3