Сущность, виды и типы управленческих решений
Тем не менее, при кажущейся простоте разработки программ последовательности принятия решений необходимо учитывать, что такие программы реальны лишь для ситуаций со сравнительно однородным составом агентов (участников, субъектов, объектов, процессов и т.д.).
Большой набор запрограммированных решений в стандартных ситуациях позволяет менеджеру экономить время и уменьшить вероятность неверных команд и действий. С развитием электронно-вычислительной техники возможности проработки вариантов продолжения управленческих решений существенно расширяются, что открывает этому методу широкие перспективы.
б) запрограммированные решения — это решения, принятые без программы.
Региональное управление предполагает, разнообразные ситуации с нестандартным (нетипичным) развитием событий. В этом случае от менеджеров требуется принятие запрограммированных решений. Такие решения в основном имеют место в неструктурированных секторах управления и случайных (несистематизированных) ситуациях.
Примерами ситуаций для незапрограммированных решений могут быть следующие: как оптимизировать структуру департамента или управления; как улучшить архитектурный облик города или станицы; как повысить мотивацию к творческой деятельности менеджеров конкретного отдела администрации: как повысить эффективность капитальных вложений в региональные или муниципальные объекты и др. В каждой из названных ситуаций наиболее веским может оказаться совсем неожиданный фактор, поэтому для принятия эффективного решения от менеджера (управляющего) требуется весьма широкая эрудиция, сообразительность («быстрый разум») и смелость (уверенность в своих силах, но не авантюризм).
Особую ценность имеет умение менеджера разложить (стратифицировать) нестандартную ситуацию на стандартные элементы и путем комбинирования запрограммированных решений составить схему (порядок) действий по разрешению создавшейся ситуации.
Эффективным способом нахождения правильного решения может выступать моделирование развития событий по каждому из предложенных вариантов и выбор из них наиболее приемлемого.
в) компромиссы в решениях — это особая форма связей контрагентов, которая обеспечивает согласование противоречивых интересов путем взаимных уступок сторон.
Менеджеру любого ранга необходимо учитывать, что в управлении людьми крайне редко встречаются решения, результатом реализации которых было бы только благо. Это объясняется тем, что всякое решение уравновешивает противоречивые ценности, а следовательно, использует каждую из них не в полной мере. В результате этого получается, что принятое решение не достигает абсолюта по ценности. В то же время, уравновешивающее решение обеспечивает меньшие утраты (негативные явления).
На практике руководитель выбирает не кратчайший путь к цели, а тот, который сопряжен с наименьшим ущербом, — то есть действует по принципу «от противного».
Лучшими считаются те руководители, управленческие решения которых сопряжены с наименьшими утратами (экономическими потерями, сокращением персонала, остановкой работы, обострением морально-психологической обстановки в коллективе, общественными потрясениями и т. п.). Это относится как к хозяйственным руководителям, так и к руководителям подразделений региональных и муниципальных администраций.
г)интуитивные решения - это те, которые являются результатом управленческого опыта и подсознательных предпочтений менеджера. Их принятие не опосредовано какими-либо логическими построениями. Они нужны в тех ситуациях, когда надо быстро принять решение, не вдаваясь в длительное изучение проблемы. Обычно это — решения по тактическим вопросам.