Правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан

Страница 1

Правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан, регламентируется довольно обширным законодательством. Первый из источников, регулирующих данный вид правоотношений, - Конституция России, в соответствии со ст. 33 которой граждане Российской Федерации, как уже неоднократно упоминалось, имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

В целях нормативной конкретизации и последующей полноценной реализации положения ст. 33 Конституции РФ 1993 г., в соответствии с которым граждане Российской Федерации имеют право обратиться лично либо через своего законного представителя, а также направить индивидуальное или коллективное обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, 2 мая 2006 г. Президентом Российской Федерации был подписан принятый в апреле 2006 г. Федеральным Собранием Российской Федерации Федеральный закон N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», пришедший на смену правовому массиву, регулировавшему данный вопрос на протяжении последних 38 лет

Правоотношения, связанные с обращениями граждан, регулируются и иными федеральными законами. В контексте данной работы конечно необходимо упомянуть федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Поскольку рассмотрение обращений граждан относится к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов, последние путем принятия законов и иных нормативных актов могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные комментируемым Федеральным законом.

В настоящее время большинство субъектов Российской Федерации приняли свои законодательные акты, регулирующие рассматриваемые процедуры.

Законодательство может предъявлять определенные требования к обращению, в частности: обращения должны быть подписаны, в них четко и полно указываются фамилии, имена и отчества как авторов, так и лиц, в отношении которых задаются вопросы, их адреса или местонахождение, суть предложений, требований или просьб, обжалуемые решения и другие сведения, необходимые для рассмотрения. К обращениям прилагаются документы или их копии, в том числе полученные ранее ответы, относящиеся к поставленным вопросам.

Заявитель может уполномочить другое лицо или орган защищать свои права и интересы по доверенности, заверенной нотариусом. Заявления или жалобы в интересах несовершеннолетних или недееспособных лиц вправе подать их законные представители, а также органы опеки и попечительства.

Отметим, что анонимные (без личной подписи авторов, а также содержащие ложные, вымышленные фамилии и адреса) письма, заявления и жалобы не рассматриваются, а поданные с нарушением названных требований возвращаются с необходимыми разъяснениями.

Обращения граждан должны рассматриваться с соблюдением следующих основных принципов: гласности, законности, равенства граждан, доступности, беспристрастности.

Страницы: 1 2 3