Административная ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме

Страница 2

Испытывать вину как особое психическое состояние может только психически здоровый человек. Невозможно вменить в вину совершение административного правонарушения психически больному человеку. Ст. 20 КоАП РСФСР так и гласит: « Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния». Заключение о наличии или отсутствии такого рода заболеваний дает врач-психиатр. При необходимости может проводиться психиатрическая экспертиза.

При отсутствии вины привлечение лица к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах недопустимо.

Совершение административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан и права граждан на участие в референдуме, является административно наказуемым. Под административной наказуемостью понимается установленная законом юридическая возможность применения административных взысканий за совершение административных правонарушений.

Административные правонарушения в рассматриваемой сфере влекут штрафные санкции. Административный штраф выражается в разовом взыскании твердо установленной денежной суммы в доход государства. Он исчисляется в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному законодательством Российской Федерации на момент окончания или пресечения правонарушения. В статьях Особенной части КоАП РСФСР штрафные санкции за административные правонарушения сформулированы, как правило, относительно-определенным образом (в виде вилки «от и до»). Конкретный размер штрафа определяется судьей, рассматривающим дело об административном правонарушении, с учетом обстоятельств дела и личности правонарушителя.

За совершение административно наказуемых нарушений законодательства о выборах и референдумах к административной ответственности может быть привлечено лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

За отдельные виды административных правонарушений в этой сфере к административной ответственности привлекаются лица, наделенные статусом специального субъекта и выполняющие предусмотренные законом специальные обязанности в избирательном процессе: должностные лица (например, ст.ст. 40-2, 40-3, 40-4, 40-6, 40-8, 40-9, 40-10 КоАП РСФСР); члены избирательных комиссий (ст.ст. 40-1, 40-23 КоАП РСФСР); председатели избирательных комиссий, комиссий референдума (ч. 2 ст. 40-17, ст. 40-24 КоАП РСФСР); главный редактор, иное ответственное лицо средства массовой информации (ст. 40-5 КоАП РСФСР); кандидат в депутаты или на выборную должность (ч. 1 ст. 40-17, ст. 40-18, ст. 40-19 КоАП РСФСР), работодатель (ст. 40-7 КоАП РСФСР). Лица, не обладающие статусом специального субъекта административной ответственности в соответствии с КоАП РСФСР, не могут быть привлечены к административной ответственности за совершение таких видов правонарушений (их, иногда, называют правонарушениями со специальным субъектом). В качестве общего субъекта к административной ответственности привлекаются граждане независимо от того, где они работают (не работают) или учатся. Так, к административной ответственности привлекаются граждане независимо от их служебного статуса за совершение административных правонарушений, ответственность за которые установлена ст.ст. 40-8, 40-10, 40-12, 40-14, 40-16 КоАП РСФСР.

Страницы: 1 2 3