Правовой акт как внешняя форма юридической деятельности
Например, по субъекту принятия различают правоприменительные акты:
органов законодательной власти;
исполнительной власти;
судебной власти;
контрольно-надзорных органов;
органов местного управления и самоуправления;
общественных организаций и др.
По способу принятия:
принятые коллегиально (министерствами, ведомствами, Пленумами Верховного Суда, Советом директоров).
Принятые единолично (судебные решения, приказ министра, указ Президента).
По форме акта:
письменные: имеющие вид отдельного документа (приговор, постановление); имеющие вид надписи или резолюции на отдельном документе (утверждение прокурором обвинительного заключения и т.д.)
устные (наложение штрафа за безбилетный проезд; устное замечание участнику дорожного движения за незначительное нарушение правил; удаление свидетелей из зала суда и т.п.)
По значению:
основные (приговор) и вспомогательные (определение суда о назначении экспертизы, частные определения).
Правоприменительные акты также характеризуются различными признаками:
Не содержат норму права (издаться на основе уже существующих норм права и служат для их исполнения.)
Обращены к конкретно указанным лицам, т.е. персонифицированы;
Рассчитаны на однократное применение (действуют торлько один раз), т.е. касаются конкретных жизненных случаев;
Издаются уполномоченными на то органами;
Имеют точно установленную правовую форму;
Реализация этих актов обеспечена государственным принуждением.
Несмотря на существенные отличия, следует отметить, что нормативный правовой акт и правоприменительный акты должны иметь четкую структуру, определенный порядок принятия и т.п. Все это свидетельствует о том, что правовой акт, несомненно, связан с юридической деятельностью.
Подводя итог, можно сказать, что правовые и правоприменительные акты являются внешней формой юридической деятельности. Он несет в себе целевую, фиксированную идею и результат работы всех субъектов юридической деятельности.