Полномочия Совета Безопасности в вопросах голосования и порядка проведения заседаний

Страница 1

Организация Объединенных Наций была задумана как элемент послевоенного безопасного мира еще в начале Второй мировой войны; Совет Безопасности занял центральное место в достижении ее целей. На другие органы ООН также возложены некоторые задачи в сфере поддержания международного мира и безопасности. Одним из трудных вопросов взаимоотношений главных органов является право иного, кроме Совета Безопасности, органа принимать меры, необходимые для поддержания мира и безопасности в тех случаях, когда сам Совет не в состоянии это сделать. Больше всего пересечений полномочий отмечается между Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей, прежде всего - в области поддержания мира и безопасности, а также в вопросах организации внутренней жизни ООН.

Некоторое соотношение полномочий Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности установлено статьей 15, в которой говорится о том, что Генеральная Ассамблея получает и рассматривает ежегодные и специальные доклады Совета Безопасности, которые должны включать отчет о мерах по поддержанию международного мира и безопасности, которые Совет Безопасности решил предпринять или предпринял. Таким образом, хотя не сказано, должна ли Генеральная Ассамблея оценить представленный доклад и вынести какое-то решение, установлена некоторая степень подотчетности. Однако в практике ООН принято, что Генеральная Ассамблея никогда не изучает доклады Совета Безопасности и не дает им оценки. Традиционная формула гласит, что Генеральная Ассамблея «принимает к сведению Доклад Совета Безопасности». Проанализировав практику, диссертант приходит к выводу, что разграничительная линия между полномочиями Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи проводится по юридической силе принимаемых актов. Не случайно п.2 ст. 11 требует, чтобы любой вопрос, по которому необходимо предпринять действие, Генеральная Ассамблея должна передавать Совету Безопасности до или после обсуждения. Это прямое запрещение Генеральной Ассамблее решать вопрос о принятии мер однозначно делает полномочия Совета Безопасности исключительными.

Составителями Устава было задумано, чтобы Секретариат - и особенно Генеральный секретарь - был участником политического процесса в ООН. Ключевая статья здесь - это ст.99, которая сформулирована довольно скромно: данная статья просто уполномочивает Генерального секретаря привлечь внимание Совета Безопасности к любому вопросу, который, по его мнению, может составить угрозу международному миру и безопасности. Но было признано с самого начала, что присвоенные Генеральному Секретарю полномочия, выходят за рамки всех тех полномочий, которые когда-либо присваивались международному должностному лицу. Высказывались опасения того, что в руках какого-либо особенно активного Генерального секретаря эти полномочия могут стать средством политического давления. Однако ст.98 Устава ясно ограничивает функции Генерального секретаря вспомогательными действиями: согласно этой статье, Генеральный секретарь выполняет такие функции, которые возлагаются на него другими органами ООН, в том числе Советом Безопасности.

Однако следует учесть право Генерального секретаря заключать международные соглашения от имени ООН. В том случае, если он действует ultra vires, дезавуировать его действия может сам Совет Безопасности.

Что касается Международного Суда, следует обратить внимание на два аспекта взаимоотношений между Судом и Советом Безопасности: вопрос о судебном контроле за действиями Совета Безопасности, а также содействие деятельности Международного Суда со стороны Совета Безопасности. До сих пор возникавшие ситуации благополучно разрешались. Попытки ограничить полномочия Совета, предпринимавшиеся в начале функционирования ООН, с течением времени стали неактуальными.

Функции Совета Безопасности так, как они определены Уставом ООН, можно разделить на две группы: функции, осуществляемые в качестве одного из органов Организации (функции, направленные на обеспечение собственной деятельности Совета и функции, направленные на обеспечение деятельности Организации). Осуществление функций этой группы и объем необходимых для этого полномочий определяются Уставом ООН и правилами внутреннего распорядка, независимо от их происхождения (договорного или обычно-правового). Вторая группа - это функции органа, предназначенного обеспечивать международный мир и безопасность. Здесь можно провести следующую классификацию: пресечение актов агрессии и прекращение ситуаций, которые могут составить угрозу миру и международной безопасности; предотвращение ухудшения ситуации; содействие разрешению споров между государствами - членами ООН.

Страницы: 1 2 3