Защита прав потребителей по законодательству России и зарубежных стран

В последнее десятилетие в нашей стране проводится активная политика по защите прав потребителей товаров (работ, услуг). Это обусловлено экономическим положением России, которое можно охарактеризовать как этап становления рыночной экономики, где пока не сформировалась цивилизованная система взаимоотношений продавцов, производителей и потребителей. Именно в этот период потребитель наиболее уязвим и нуждается в усиленных формах защиты со стороны государства.

В связи с этим, одной из задач современной России признана необходимость применения эффективных методов защиты прав потребителей. В связи с этим международный опыт, накопленный странами - участниками Европейского Союза и Организации Объединенных Наций, представляется весьма полезным. Россия законодательно провозгласила основные права и интересы потребителей, соответствующие международно-правовым стандартам в этой сфере.

Готовность России защищать потребителей выражена в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей», который определил крут прав потребителей, установил механизм реализации этих прав. Кроме этого, на защите прав и интересов потребителей стоят все отрасли российского законодательства: конституционное, гражданское, административное, уголовное.

Происходящие изменения в экономической, социальной, правовой системах, направленные, в том числе, и на охрану прав и интересов потребителей, вызывают необходимость обращения к историческому опыту зарубежных стран. Анализ норм, регулирующих взаимоотношения покупателей и продавцов, изучение механизма защиты интересов потребителей в таких странах, как Америка, Великобритания, ФРГ, Швеция, позволит подготовить научную почву для эффективной защиты потребителей в условиях перехода России на новый этап развития.

Тщательное изучение мирового исторического опыта позволяет решать сложнейшие задачи разработки современного законодательства.

Цель и основные задачи исследования

Цель работы состоит в том, чтобы проследить историю развития законодательства о защите прав потребителей, этапы становления прав потребителей России и зарубежных стран, выявить недостатки и пробелы в современном законодательстве Российской Федерации, на основе исторического и зарубежного опыта.

Указанная цель предопределила задачи исследования:

Проследить процесс становления и определить время зарождения норм, защищающих права и интересы потребителей.

Осуществить анализ зарубежного и российского законодательства в сфере защиты прав потребителей.

В работе я использовал метод анализа и толкования правовых актов, историко-правовой метод исследования.

Закон о защите прав потребителей один из первых рыночных законов, имеющих прямое отношение к преобразованию экономики.

Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителей, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Теперь закон значительно повысил ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы и наряду с расширением прав потребителей установить для них ряд новых обязанностей.

Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики Российского государства.

До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовала им свои условия. Ведомственные нормативные акты и инструкции ограничивали права потребителя и не давали им возможности предъявить свои обоснованные претензии. Судебная защита практически отсутствовала. Потребители не могли реализовать свои фундаментальные права, закрепленные в резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (N 39/248 от 9 апреля 1985 г). Это стало возможным только с принятием Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 года Закон «О защите прав потребителей». Закон вобрал в себя лучший опыт соответствующей международной и зарубежной национальной законодательной практики. Закон издан для регулирования отношений, возникающие между потребителями и предпринимателями, установления прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получения информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещения потребителей, государственной и общественной защитой их интересов, объединения в общественные организации потребителей, а также определении механизма реализации этих прав.