Механизм государства

До недавнего времени в общественном сознании традиционно была сильна вера и надежда на государство как на защитника, гаранта стабильности, безопасности и про­гресса. Государство с известной долей эффективности обес­печивало упоря­доченность и организованность общественных отношений. В немалой степе­ни это детерминировалось достаточно стабильным, отлаженным механизмом Советского государства. Шлифовавшаяся десятилетиями система приносила определенные плоды: государственный аппарат, с точки зрения внутрисис­темных связей, работал достаточно ровно и организованно, хотя и не всегда рационально.

Стремительно меняющаяся российская действительность последних лет застала врасплох закостеневшую систему государственных органов Со­ветской России. Устоявшиеся связи стали рушиться, на смену одним госу­дарственным органам пришли другие, а оставшиеся – претерпели довольно заметные качественные и структурные изменения. Естественно, что это вне­сло определенную неразбериху в систему организации государственной вла­сти и просто нe могло не отразиться на ее качестве. Обостряющаяся экономическая и социально-политическая нестабильность привела к тому, что от­ношение большей части российского общества к государству в целом и к реализующим его функции отдельным органам, в частности, стало, мягко го­воря, недоверчивым. В этой связи перед Россией довольно остро встал во­прос о необходимости создания стабильного, слаженного, рационально дей­ствующего государственного аппарата, способного четко, плодотворно и в срок решать поставленные перед ним задачи.

Множество вопросов, связанных с данной проблемой, возникает и в научной литературе. Прежде всего, относительно непосредственно понятия механизма государства. Дискуссии нередко возникают по поводу соотноше­ния таких понятий, как государственный аппарат и механизм государства. Имеются разногласия и при определении системы органов, реализующих основные направления государственной деятельности и являющихся составными частями государственного механизма. В связи с этим необходимо изу­чить и систематизировать имеющиеся точки зрения, касающиеся данной те­мы, выработать наиболее целесообразное понятие механизма государства, определить его признаки, структуру и функции, а также проанализировать особенности функционирования и развития непосредственно механизма Рос­сийского государства на современном этапе.

Исследованию вопросов государственного механизма посвящена достаточно обширная юридиче­ская литература. В дореволюционный период о механизме государства писа­ли В.М. Гессен, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин, В.М. Хвостов, Г.Ф. Шершепевич и другие.

В советский и современный периоды отдельные вопросы, связанные с государственным механизмом, рассматривали в своих работах С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, М.В. Баглай, М.И. Байтин, Р.С. Болдырева, П.Т. Василенков, В.В. Гибов, Э.П. Григонис, Л.Л. Григорян, Б.П. Елисеев, М.К. Искакова, Л.И. Каск, В.В. Конейчиков, С.В. Краюшкина, В.В. Лазарев, М.Н. Марченко, А.А. Мишин, Н.М. Иавличенко, З.М. Ретизни, В.Е. Чиркин, Б.Л. Страшун и др.

В силу изложенного, исследование теории и практики функционирования государственного механизма России является одной из актуальных задач отечественной юридической науки. Таким образом, выбранная тема курсовой работы является крайне актуальной.