Подготовка и ведение дел в арбитражном суде

Изменения социально-политического и экономического характера, произошедшие в России за последнее десятилетие, внедрение рыночных отношений в экономику, отказ от административно-плановых методов управления экономическими процессами, конституционное закрепление права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, обусловили формирование, в качестве специализированных, арбитражных судов.

И как следствие их деятельность требовала правового закрепления (процессуальную регламентацию). 5 марта 1992 г. вступил в силу первый Арбитражно-процессуальный кодекс (АПК), 5 мая 1995 г. второй, на сегодняшний день принят третий АПК РФ, вступивший в действие с 01 сентября 2002г.

Принятие АПК 1995 г., более совершенного по сравнению с первым, ознаменовало в российском праве начало движения в сторону демократии и создания правового государства.

Новый АПК РФ, 2002г. еще более усовершенствованный, что позволяет надеяться на то, что Россия постепенно, шаг за шагом, но все же становится правовым государством.

Судьба России сегодня решается в сфере экономики, от которой, в конечном счете зависит социальная, политическая и иные стороны нашей жизни. В свою очередь, состояние экономики находится в прямой зависимости от того, кто здесь "правит бал", есть ли в ней правовой порядок, действуют ли цивилизованные правила закона и правоприменения или же она подвластна криминальному произволу.

Система арбитража как раз и служит этим целям - защита прав и законных интересов учреждений, организаций, предприятий и граждан-предпринимателей. Чем совершеннее и мощнее эта система, тем больше возможностей для нормального функционирования субъектов экономики в рыночных условиях, а, следовательно, тем здоровее и сильнее экономика данного государства. Таким образом, построение жизнеспособной системы государственного арбитража является делом общегосударственного масштаба и определяет перспективы развития всей страны в целом

Можно сказать, что предпринятые на этом пути шаги в целом дали положительный эффект и теперь система арбитража отвечает реалиям времени.

Однако возникновение полисистемности в судоустройстве как следствие создания, самостоятельной ветви судебной власти — арбитражных судов — повлекло за собой проблемы, связанные с их деятельностью. Эти проблемы являются достаточно важными, ибо правильное их разрешение ведет к эффективности осуществления правосудия. Именно на разрешение проблем, связанных с деятельностью арбитражных судов были направлено реформы последних лет.

Это вызвано, в частности, пробелами в АПК РФ 1995 г., противоречиями в его нормах и их несогласованностью с нормами других законов, которые выявились в практике применения АПК, стремительным развитием законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, требующим иной процессуальной формы разрешения споров, возникающих из этих отношений.

Например, уже после АПК 1995 г. Были приняты такие нормативные акты, как вторая часть Гражданского кодекса, Федеральный закон (далее ФЗ) “Об Акционерных обществах”, Налоговый, Бюджетный кодексы, ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” и многие другие.

Таким образом АПК РФ 1995г. изжил себя и настало время его изменить. В данной дипломной работе “Предварительная подготовка и порядок рассмотрения дел в арбитражном процессе” я буду опираться на статьи нового АПК РФ, принятого в 2002г.

В своей работе я рассмотрю такие вопросы как:

Основные принципы арбитражного процесса

Подведомственность и подсудность дел арбитражному суду

Предъявление иска о возбуждении дела по иску в арбитражном суде

Подготовка дела к судебному разбирательству

Рассмотрение и разрешение споров в арбитражном суде.

В этой работе были использованы следующие материалы:

труды российских процессуалистов в области арбитражного процесса -